«Нам песня строить и жить помогает»
«Нам песня строить и жить помогает»
Любовь к музыке имеет давние исторические корни: люди слушают и сочиняют её с
тех времён, когда культура и искусство только зарождались. Уже более 30 000 - 35 000
тыс. лет назад люди, жившие до нас, играли на костяных арфах и каменных флейтах.
Видимо, это влечение содержится в наших генах и заложено в нас природой.
А наиболее эмоциональным жанром в музыке является песня. Учащиеся групп 7 и 8
объединения «По дороге к азбуке» на занятии, посвященной патриотической песни,
узнали, какие песни исполнялись вовремя Великой Отечественной войны и какую роль
играли в то непростое время.
Ирина Алексеевна Ломакина рассказала, что патриотическая песня имеет
характерные особенности: песня должна быстро запоминаться, призывать к борьбе,
мелодия решительного или призывного характера со многими повторами. В наиболее
тяжелые минуты, когда нет больше сил, а помощи ждать неоткуда, на выручку приходила
песня. Она поднимала дух, возвращала силы. Именно такими были залихватские песни
Русской Армии - простыми, насыщенными сильными эпитетами, конкретными. Их
пронизывает любовь простых людей к Родине, восхищение героями прошлого -
защитниками Русской земли и борцами за правое дело - именно так, как видели это
простые солдаты, без лишнего пафоса и фальши.
Солдатский фольклор является особым явлением в устном народном творчестве.
Именно солдатские песни и являются истинно народными. Самая древняя из
сохранившихся до наших дней песен русских дружинников относится к Х веку.
Строевые песни - отдельный жанр. Именно они зачастую придавали сил при
многокилометровых маршах, а также служили своеобразной пропагандой, повышающей
престиж военной службы. Ритм полковых строевых песен закладывался с учетом
строевого шага пехоты - так называемого «русского шага» - 100 шагов в минуту.
Самые известные из дошедших до нас песен - разумеется, строевые: «Песнь о Вещем
Олеге», «Соловей-пташечка», «Солдатушки бравы ребятушки».
С 1857 года каждому полку было предписано иметь свой гимн (марш), написание
которого полки часто заказывали профессиональным поэтам и музыкантам, либо
талантливым людям из армейской среды.
Классический пример роли музыки в армии: в 1904 году, во время Русско-японской
войны, музыканты духового оркестра Мокшанского пехотного полка удостоились высшей
солдатской награды. В бою под Мукденом, когда полк, потерявший сотни солдат и
офицеров, оказавшись в окружении, лишился еще и командира, вперед вышли
оркестранты и под звуки марша подняли остатки полка в контратаку. Впереди шел 25-
летний капельмейстер Илья Шатров, рядом с ним семеро музыкантов - трубачей и
флейтистов. Воодушевленные солдаты прорвали японское окружение и вышли к своим.
За этот подвиг музыканты получили высшую солдатскую награду - Знаки отличия
Военного Ордена, а капельмейстер Илья Шатров - орден Станислава 3-й степени с мечами
и бантами.
У каждой песни, как и у человеческой жизни, есть своя судьба и история. Такие
песни, как «Прощай, любимый город», «В землянке», «Священная война».
История создания песни В. Лебедева-Кумача «Священная война» очень интересна.
Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В.
Александрову подошел политработник с газетой «Известие» в руках:
- Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева -
Кумача. Может, напишете песню?
Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять
песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской
песни и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.
Утром следующего дня, едва успев родиться, «Священная война» начала
выполнять свой солдатский долг.
Ежегодно, на Параде 9 Мая, сводный военный духовой оркестр играет
«Преображенский марш» - символ победного духа русской армии.
Военные песни, глубокие и вечные, будут живы всегда, пока жива память о тех, кто
ценой своих жизней даровал мир и возможность счастливого будущего всем поколениям –
нынешним и грядущим.