Классный час «Хлебу – почтение вечное!»
Хлеб является одним из самых популярных продуктов в мире. Люди разных национальностей всегда бережно и трепетно относились к хлебу, своему кормильцу. Только вдумайтесь, сколько названий имеет наш хлебушек: калач, батон, кирпич, каравай, сайка, дрожжевой, бездрожжевой, на сыворотке, пури, матнакаш, лаваш, багет, пита, наан, бриошь, пицца, чиабатта, тартилья… Сколько разновидностей: белый, черный, ржаной, пшеничный, горчичный, подовый, зерновой, отрубной… Ему отводилось самое почетное место на столе, он был и остается символом жизни. Ведь недаром про него существует столько поговорок: «Хлеб всему голова», «Без соли, без хлеба – половина обеда», «Без хлеба и медом сыт не будешь» и другие.
История хлеба насчитывает несколько тысячелетий. Согласно научным исследованиям, первые хлебные изделия возникли около 8 тысяч лет тому назад. Внешне они выглядели как лепешки, готовились из крупы и воды, выпекались на раскаленных камнях. Первый дрожжевой хлеб научились делать в Египте. По преданию, это случилось в результате ошибки раба, который оставил тесто в теплом месте на всю ночь, из-за чего оно «забродило». Но пекарь все равно поставил его в печь, и готовый продукт оказался вкуснее традиционных лепешек.
На Руси к этому продукту испокон веков относились бережно и с любовью, воспевая плодородную землю, дарующую главную пищу, а русские хлебопекарные традиции имеют давние корни. Этот процесс считался таинством и был действительно сложным делом. Перед замесом теста хозяйка обязательно молилась и, вообще, подходила к процессу вымешивания теста в хорошем расположении духа, напевая душевные песни. Всё это время в доме было запрещено громко разговаривать, ругаться и хлопать дверями, а перед тем как отправить каравай в печку, над ним делали крест. А для выпечки свадебного каравая приглашались женщины, у которых счастливый брак и много детей. Они замешивали тесто, создавали украшения в виде колосьев пшеницы и гроздьев калины, но в печь будущий каравай мог сажать только женатый мужчина. Во время процесса читались молитвы и пелись песни, призывающие Божью благодать для молодых.
Хлебу посвящено много праздников, и у каждого народа они свои. В России отмечают ещё и Третий Спас (в народе этот праздник называется Хлебным или Ореховым Спасом), который символизирует завершение жатвы. Раньше в этот день выпекали хлеб из пшеницы нового урожая, освящали его и употребляли всей семьей. Существовала и поговорка к этому дню: «Третий спас – хлеба припас». А в феврале на Руси отмечался Агафьин день – День хлеба и соли, когда освящали каравай хлеба и солонку соли, как символы домашнего очага и сберегали их в течение года, как талисманы, охраняющие дом от несчастий.
Но прежде, чем хлеб попадет на наш стол, он проделывает огромный путь (от выращивания зерна, сбора урожая до производства муки и самого продукта), в процессе его изготовления задействуется множество рабочих рук и техники. Поэтому, совсем не удивительно, что у хлеба появился и свой праздник.
Учащиеся объединения «Каллиграфия», просмотрев видеоролики, ознакомились с празднованием «Всемирного дня хлеба» в различных странах. Узнали о бережном отношении к хлебу во время Великой Отечественной войны и, особенно, блокадного Ленинграда. Вспоминали рассказы и пословицы про хлеб, узнали о том, почему наш родной Краснодарский край является «житницей страны» и о многом другом.
И конечно же, было угощение большим ягодным пирогом!