Международный день образования
Своей резолюцией от 3 декабря 2018 года Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 24 января Международным днём образования. Проект резолюции был поддержан 58 государствами, что продемонстрировало политическую волю, направленную на поддержку доступного и качественного образования для всех. В резолюции признается важность образования для достижения устойчивого развития общества и подчеркивается, что образование может повысить индивидуальную производительность, увеличить потенциал экономического роста, способствовать искоренению нищеты и голода, содействовать здоровью. Также в документе говорится, что необходимо прилагать усилия для обеспечения справедливости всех учебных заведений, включая начальную, среднюю, университетскую и профессиональную подготовку, чтобы каждый человек мог воспользоваться возможностью учиться всю жизнь и, следовательно, в полной мере участвовать в жизни общества и делать вклад в его устойчивое развитие.
Международный день образования имеет важную просветительскую функцию. Он помогает привлечь внимание к серьезной проблеме отсутствия у каждого пятого ребенка в мире (!) возможности учиться. По данным ЮНЕСКО, в настоящее время 262 миллиона детей и молодых людей не посещают школу; 617 миллионов детей и подростков не обладают элементарными навыками чтения и математики; менее 40% девочек в странах Африки к югу от Сахары получают начальное среднее образование и около четырех миллионов детей и молодых людей из числа беженцев по всему миру не посещают школу.
Россия привержена выполнению цели устойчивого развития о всеохватном качественном образовании для всех. Охват общим образованием в РФ составляет более 99%. Доступность дошкольного образования в России, по состоянию на 1 января 2021 года, оценивается в 98%. В настоящее время в России реализуется Национальный проект «Образование», рассчитанный на 2019-2024 годы. Проект нацелен на решение двух ключевых задач. Первая – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Вторая – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций. Россия также вносит вклад в международные усилия по развитию образования. В РФ существует много льгот для студентов, получающих среднее профессиональное и высшее образование. Они не зависят от гражданства, поэтому все иностранные студенты могут получить те же льготы, что и россияне.
Эти социальные вопросы были подняты педагогом дополнительного образования Безгласной Тамарой Сергеевной на занятиях в объединениях «Биология в общем и частности» и «Химия для всех и каждого», в младших и старших группах. Ребята посмотрели видеоматериал, посвящённый вопросам современного образования. Немалое удивление у наших учащихся вызвал факт того, насколько различаются возможности получать качественное доступное образование у людей в разных странах. В некоторых государствах только начальное образование является бесплатным. А высшее образование практически повсеместно стало очень дорогостоящим. Это заставило ребят задуматься и по достоинству оценить то, что в России они имеют конституционное право получать бесплатное полное среднее образование, дополнительное образование и на конкурсной основе получить одно высшее образование. А также имеют массу возможностей для своего постоянного интеллектуального развития и творческого роста. Конечно, для этого необходимо желание и упорный труд, но цель достижима.
А ещё ребята поделились своими мыслями в беседе о том, какие ежедневные проблемы они видят со своей, ученической точки зрения, в современном образовании, что бы им хотелось улучшить, изменить. Так, например, удивителен тот факт, что подавляющему большинству ребят (как младшим, так и старшим) понравилось учиться дистанционно во время коронавирусных ограничений: не тратится время на собирание и поход в учебное учреждение, время на переменах; теоретический материал можно посмотреть и послушать заново необходимое количество раз, исключается возможность межличностных конфликтов, психологического напряжения, вечной спешки… Правда, одновременно с этими умозаключениями, ребята признали, что при удалённом обучении качество полученного образования низкое. Трудно готовиться к экзаменам без профессиональной помощи учителя – некому задать реальный вопрос и получить развёрнутый ответ. Также учащиеся затронули темы неудобства обеда в школьных столовых (очень не хватает введения карточек для оплаты обедов), проблем с состоянием туалетных комнат, количества и объёма домашних заданий, объективности оценивания, содержательности уроков; учёба в 2 смены выматывает, вечерние занятия, заканчивающиеся около 19-00, сильно выматывают. Многие дети высказались о том, что тексты в учебниках зачастую сложны для их понимания. Времени на выполнение контрольных работ ребёнку не хватает, хотелось бы больше практической деятельности, вовлечённости, полезности, интерактивности, введение профильного обучения. А ещё ребята сказали, что хотелось бы поощрения со стороны учителей и педагогов за хорошую учёбу ребёнка, его старательность, например, в виде повышения на балл оценки за домашнее задание или дополнительную оценку.
Взрослым, учителям и педагогам здесь есть о чём задуматься…