8 февраля – День российской науки
8 февраля ежегодно отмечается День российской науки.
Дата выбрана неслучайно. Изначально Российская академия наук (РАН) была учреждена по распоряжению императора Петра I указом правительствующего Сената от 28 января (8 февраля по новому стилю) 1724 года, воссоздана указом Президента РФ от 21 ноября 1991 года как высшее научное учреждение России. А, «учитывая выдающуюся роль отечественной науки в развитии государства и общества, следуя историческим традициям и в ознаменование 275-летия со дня основания в России Академии наук», указом Президента Российской Федерации от 7 июня 1999 года дата празднования Дня российской науки 8 февраля закрепилась окончательно. К слову, 8 февраля – и день рождения Д.И. Менделеева.
Российская наука дала миру много великих имён и открытий. Во всем мире известны такие учёные, как: Михаил Ломоносов, Иван Павлов, Илья Мечников, Дмитрий Менделеев, Александр Бутлеров, Николай Лобачевский, Климент Тимирязев, Владимир Вернадский, Эдуард Циолковский, Александр Попов, Петр и Сергей Капица, Лев Ландау, Владимир Зворыкин, Игорь Курчатов, Николай Вавилов, Андрей Туполев, Сергей Королев, Андрей Сахаров, Святослав Фёдоров, Жорес Алфёров, Юрий Оганесян и многие-многие другие. Благодаря их усилиям страна стала родиной выдающихся открытий и изобретений человеческой цивилизации. Россия стала первым государством, где было разработано учение о биосфере, впервые в мире в космос запущен искусственный спутник Земли, а затем и первый человек, введена в эксплуатацию первая атомная станция. Российские учёные вырвались вперед в гонке за сверхтяжёлыми элементами таблицы Менделеева. Ими или при их участии были синтезированы шесть новых, долгоживущих сверхтяжёлых элементов с порядковыми номерами со 113 по 118. Российским учёным-полярникам принадлежит, возможно, последнее крупное географическое открытие на Земле – обнаружение подлёдного озера Восток в Антарктиде. Работа сибирских археологов под руководством академика Анатолия Деревянко позволила обнаружить новый, третий по счёту вид человеческих существ – денисовского человека. Генетические исследования в последние годы позволили учёным узнать много нового о расселении и путях миграции людей на Земле. Российский математик Григорий Перельман в 2002 году доказал гипотезу Пуанкаре – одну из семи «задач тысячелетия» из списка Математического института Клэя. В последние годы в России созданы современные центры разработки биотехнологических инновационных препаратов, одним из которых стала российская вакцина от лихорадки Эбола, которая показывает более высокую эффективность по сравнению с другими препаратами, предназначенными для борьбы с этой болезнью. Первая в мире вакцина «Спутник-V» от новой коронавирусной инфекции тоже создана российскими эпидемиологами в кратчайшие сроки, именно она спасла миллионы жизней. Победителем в номинации «Высокоцитируемый научный журнал» стал журнал «Успехи химии» РАН. При этом самыми высокоцитируемыми российскими университетами в 2016 году, например, стали Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» и Сибирский федеральный университет, а самыми высокоцитируемыми НИИ — Институт физики высоких энергий, Специальная астрофизическая обсерватория РАН и Институт теоретической физики им. Ландау РАН.
Это только малая часть открытий и достижений, но она даёт представление о масштабах сделанного в российской науке.
Наука – это главная движущая сила прогресса, важнейший ресурс развития национальной экономики, медицины, образования, всей социальной сферы. Российские учёные развивают самые перспективные направления в науке, разрабатывают новейшие технологии, готовят учеников. От достижений учёных напрямую зависят не только экономический рост и создание новых высокопроизводительных рабочих мест, но и качество жизни миллионов людей. Среди приоритетных направлений развития отечественной науки выделены цифровые производственные технологии, создание новых материалов, развитие систем, способных обрабатывать большие объёмы данных, искусственный интеллект и машинное обучение, переход к экологически чистым и ресурсосберегающим источникам энергетики, персонифицированная медицина.
В Детском морском центре в объединениях естественнонаучной направленности в группах «Химия для всех и каждого» и «Биология в общем и частности» педагогом дополнительного образования Безгласной Тамарой Сергеевной были проведены научные конференции, посвящённые Дню российской науки. Наши учащиеся познакомились с биографиями и открытиями самых разных учёных, отгадывали кроссворды, смотрели обучающие видео. А для ребят-девятиклассников занятие имело ещё и профориентационный характер, поскольку именно в этом возрасте подростки выбирают направление и профиль дальнейшего обучения – в школе или в среднем специальном учреждении, а затем и в вузе.
Всех причастных – с праздником!